.

По новым дорогам - в будущее

По новым дорогам - в будущее

 

Любая дорога красива - как инженерное сооружение и часть ландшафта. Неспроста известный архитектор Армен Сардаров дал своему фотоальбому такое название - «Золотые пояса Беларуси». В нем и булыжные мостовые прошлого века, и проселки вовсе без покрытия, и самые современные на тот момент магистрали. Он издан 10 лет назад. Листая его красочные страницы сейчас, нельзя не поразиться переменам. Как много магистралей не вошло в этот альбом: их еще не было в природе! Да, от Минска до Могилева или Гомеля мы ездили и раньше: дороги существовали издавна. Речь идет о принципиально ином их качестве, в сравнении с которым даже некогда лучшая магистраль страны М1 уже выглядит устаревшей. Особенно интенсивно дороги строятся в последние пять лет. Впрочем, не только они.  

 

Развязки

 

Желательно не только быстро и безопасно ехать по дороге, городскому проспекту или улице, но и съезжать с них на другие, поперечные. Чтобы не сбиться со счета относительно новых развязок, построенных в Минске за 5 лет, я попросил профессионала, директора коммунального инжинирингового предприятия «Гордорстрой» Михаила Глушакова перечислить их.

 

Вот этот перечень: трехуровневая развязка на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова; двухуровневая между тем же проспектом Дзержинского и улицей Алибегова; такие же на Орловской и Тимирязева, Маяковского и Денисовской; на Кальварийской и Домашевской... Перечень дополняют мост через Свислочь в Чижовке, который был расширен с четырех полос до восьми; мостовое сооружение на улице Маяковского в районе Лошицы... М.Глушаков подчеркивает, что никогда прежде путепроводы и развязки в Минске не строили так интенсивно, как в последние 5 лет.

 

В список нужно включить и важнейший для столицы объект на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова вблизи Национальной библиотеки. Строительство близится к финальной стадии: движение по проспекту будет открыто уже в этом году. Обустройство улицы Филимонова (проезжую часть предстоит опустить на 5 метров) и восстановление паркового ландшафта завершатся чуть позже. 

 
 

 

Сложнейший в инженерном смысле объект! Игорь Булко, начальник участка мостостроительного управления № 6 «ОАО Мостострой» говорит, что наиболее трудным был монтаж ростверков-специальных конструкций, которые равномерно распределяют нагрузку на почву. Для некоторых нужно было установить до шести буровых столбов буквально возле стенки метротоннеля. Ювелирная работа! Она позади. Если бы не метро, не две магистральные теплотрассы и более 40 км телефонных кабелей (их предстоит переложить на качественно новом уровне), развязку можно было бы построить и быстрее, и дешевле.

 

Впечатляет не только огромное количество строительной техники на объекте, но и организация работ. Каждую машину перед выездом на городские улицы тщательно обмывают на специальном пункте. Кроме того, трактор с роторной щеткой регулярно очищает подъездные пути от пыли.

 

Уместно напомнить, что путепроводы строятся не только в Минске: в 2012 году «Мостострой» сдал в эксплуатацию мост через Березину длиной 360 метров на дороге Минск-Могилев, а в 2013-м - мост через Неман на обходе Гродно. 17–пролетная эстакада на проспекте Дзержинского-тоже его работа. Можно долго перечислять сооружения, построенные по всей стране управлением дорожно–мостового строительства Мингорисполкома, трестом №15 «Спецстрой» или специализированными региональными предприятиями... Важно, что для реализации амбициозных, небывалых в истории дорожных проектов страна имеет не только волю, но и ресурсы, людские и технические. Мы справляемся сами! 

 
 

 

МКАД–2 и другие

 

В ближайшее время нас ожидает очередная дорожная «премьера». Уже в этом году будет завершено строительство первого полукольца, от дороги М3 Минск-Витебск до трассы М6/Е 28 Минск-Гродно в районе Аксаковщины. Впрочем, ввода всей магистрали ждать осталось тоже недолго: Президент потребовал сдать ее к концу 2016 года.

 

Темпы работ не могут не поражать! Всего год назад на этом  отрезке только начиналась валка леса и земляные работы. А сейчас он уже практически готов: на обочинах установлены знаки и даже заградительная для диких животных сетка. Проехаться по нему — истинное удовольствие. При этом надо понимать, что дорог такого качества в стране еще не было. Армированное бетонное покрытие толщиной 23 сантиметра (это не считая многослойной подложки) будет служить без ремонта десятки лет.

 

Одни скептики говорят: это дорого. Другие сомневаются: нужно ли нам вообще дублирующее кольцо? Тем и другим исчерпывающе ответил Президент: «Без дорог страны не будет. События в Украине еще больше повысили значимость Беларуси в качестве транспортного коридора, связывающего Азию и Европу. Если мы предложим хорошие дороги в трех–четырех направлениях, то будем иметь огромные деньги за транзит и окупим все вложения. Чем быстрее мы это сделаем, тем лучше».

 

МКАД-2 - лишь фрагмент суперсовременной дорожной сети, часть которой уже фактически создана, а другая формируется или еще только планируется. Хорошая дорога-это такая дорога, которая появляется раньше, чем в ней возникает острая необходимость. Для этого государство должно иметь не только серьезные инженерные и технические силы, но также волю и ресурсы для стратегического планирования. Все это в Беларуси есть! Страна переживает, без преувеличения, бум дорожного строительства, подобного которому нет ни в сопредельных, ни в более отдаленных государствах. 

 
 

 

Философия строительства

 

Перечислить новостройки последних 5 лет я попросил Александра Головнева, начальника главного управления автомобильных дорог Минтранса.

 

«То, что мы сейчас наблюдаем, началось пять лет назад. Как МКАД-2 строится по личному поручению Президента, так и начало дорожному буму положило его требование построить от Минска до всех областных городов дороги 1–й категории. Магистраль М4 Минск-Могилев уже открыта, дорога Минск-Гомель будет полностью введена в эксплуатацию в следующем году, к Дню Независимости. Уже заключено кредитное соглашение со Всемирным банком о выделении средств на реконструкцию дороги Минск-Гродно: масштабные работы начнутся в следующем году».

 

Подробный рассказ А.Головнева изложу вкратце. Используется наиболее современная техника. Принцип таков: минимальный набор машин с максимальной производительностью. Изменилась стратегия строительства: основную массу асфальтобетона производят мобильные заводы. Это повышает производительность и качество: материал не успевает остывать. Ужесточены и доведены до европейских параметров нормы проектирования. Введен, в частности, международный индекс ровности, интегральный показатель качества дороги. Теперь он — как в Европе. Условно говоря, вода из стакана не должна расплескиваться в движении.

 

Все это - итог долговременного планирования, воплощенного в госпрограмме «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. В 2014–м по поручению Президента была создана рабочая группа, детально проанализировавшая состояние отрасли. Ее итог: программа по развитию и содержанию автодорог на 2015-2019 годы с более амбициозными задачами, предполагающими развитие не только магистральных, но и региональных дорог. В 2015–м году Беларусь вернулась к формированию дорожного фонда как постоянного, прогнозируемого источника финансирования.

 

 

 

 

При реконструкции дороги М10 Гомель-Кобрин страна переходит к модели государственно-частного партнерства. Договоренность с Европейским банком реконструкции и развития достигнута, проект включен в список пилотных. Банк окажет помощь в привлечении частного партнера, который построит новую дорогу и затем на принципах концессии будет отвечать за ее содержание и качество.

 

По словам А.Головнева, в стране создан мощный потенциал не только технический, но также инженерно–интеллектуальный, включающий «БелдорНИИ» (разработка и адаптация новейших технологий), «Белдорцентр» (нормативно–правовая и техническая база), подразделения академической и вузовской науки.

 

Сегодня у Беларуси лучший показатель среди стран СНГ по плотности дорог общего пользования на 1 квадратный километр. Ближайшие планы дорожников включают реконструкцию дороги Р23 Минск-Микашевичи в направлении Слуцка и даже до Солигорска, доведение до параметров 1–й категории дороги от Минска до Смолевичей, далее до Жодино и Борисова... Всех не перечислить. Одно можно сказать точно: страна, которая так быстро строит дороги такого качества, уверенно смотрит в будущее.

 

 

 

Советская Белоруссия № 179 (24809). Пятница, 18 сентября 2015