В развитии транспортных коммуникаций строительство мостов и путепроводов занимает особое место. Непременным условием, которому должен отвечать любой мост, — это высочайшая надежность и долговечность. Вместе с тем, за многие годы строительство мостов превратилось в подлинное искусство. Являясь транспортным сооружением, мост, одновременно, производит и эстетическое впечатление. Благодаря своим размерам и конструкции он может стать активной частью природного ландшафта или городского архитектурного пейзажа. Поэтому мост воспринимается как объект не только инженерного, но и художественного творчества.
Наверное, каждому из нас доводилось любоваться ажурностью металлических ферм и арок перекрывающих пролетные строения мостов, тонкими нитями балочных мостов, эстетикой городских транспортных развязок на наших дорогах. Большинство из них создано крупнейшим предприятием страны, выполняющим работы по строительству мостов и путепроводов на автомобильных дорогах, — ОАО “Мостострой”.
За 49 лет работы предприятием построено и капитально отремонтировано около 1523 мостов и путепроводов, общей протяженностью свыше 134 км, многие из них – настоящие архитектурно-исторические ценности. От их состояния и надежности в значительной степени зависят безопасность и бесперебойность движения автомобильного транспорта. Надежная материальная база, высокий уровень технической оснащенности, высококвалифицированные специалисты – все это позволяет нам гарантировать выполнение всех видов работ с высоким качеством и в короткие сроки. Предприятие способно реализовать практически любые проекты в области мостостроения благодаря опытному, сплоченному коллективу специалистов, полному комплексу специальных машин, механизмов и мощной производственной базе.
В октябре 1973 года на базе пяти мостостроительных районов и прорабского участка ДСР-17 был создан трест “Мостострой” в составе Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров Белорусской ССР.
В настоящее время в состав ОАО “Мостострой” входят девять филиалов, расположенных во всех областях республики. Общая численность работающих 1500-1600 человек.
Сегодня ОАО “Мостострой” располагает высококвалифицированными кадрами мостовиков, способными выполнять строительно-монтажные работы на высоком инженерно-техническом уровне. Постоянной заботой предприятия является стремление к повышению организационно-технического уровня строительства и улучшению социально-бытовых условий проживания своих работников. Предприятие тесно сотрудничает с научно-исследовательскими и проектными организациями, поддерживает деловые контакты с Белорусским национальным техническим университетом.
Дальнейшее развитие ОАО “Мостострой” лежит на пути конструктивно-технологического совершенствования мостостроения, развития деловых связей с наукой, установления взаимовыгодных партнерских отношений с зарубежными фирмами. Все это является реальной основой для позитивного решения современных транспортных проблем Республики Беларусь.
Среди наиболее значительных проектов, реализованных предприятием, такие как:
— мостовой переход через реку Припять на а/д Житковичи — Туров, длиной 894,6 м, на буронабивных сваях, с металлическими пролетными строениями (начало строительства — ноябрь 1981 г., введен в эксплуатацию в 1985 году, реконструирован в 2018 году).
— мостовой переход через реку Сож на а/д Журавичи — Чечерск — Светиловичи, длиной 431,2 м, с коробчатыми пролетными строениями (начало строительства — ноябрь 1988 г., введен в эксплуатацию в 1990 году).
— мостовой переход через реку Припять на обходе г. Мозыря, длиной 945,1 м, на буронабивных сваях, со сталежелезобетонными пролетными строениями (начало строительства — апрель 1984 года, введен в эксплуатацию в 1991 году).
— мостовой переход через реку Днепр на а/д Брянск — Кобрин, длиной 418,8 м, на буронабивных сваях, со сталежелезобетонными пролетными строениями (начало строительства — февраль 1990 года, введен в эксплуатацию в 1995 году).
— мостовой переход через реку Припять на а/д Ивацевичи-Пинск-Столин, длиной 373 м. со сталежелезобетонными пролетными строениями (начало строительства 1999 год – введен в эксплуатацию 2003 год).
— комплекс работ по строительству и ремонту мостов и путепроводов на Минской кольцевой автомобильной дороге, общей протяженностью 1964,9 м. (начало работ-1999г., ввод МКАД в эксплуатацию — 2002 г).
— мост через реку Западная Двина на юго-западном обходе г. Витебска, длиной 252 м. со сталежелезобетонными пролетными строениями (начало строительства 2004 г. – введен в эксплуатацию в 2008 году).
— мост через реку Западная Двина в районе г. Верхнедвинска, длиной 276 м. со сталежелезобетонными пролетными строениями (начало строительства 2006 г. – введен в эксплуатацию в 2008 году).
— мост через реку Сож в г. Гомеле, длиной 339 м. со сталежелезобетонными пролетными строениями – строительство (начало строительства 2007 г. – введен в эксплуатацию в 2009 году).
— мост через реку Сож в г. Гомеле, со сталежелезобетонными пролетными строениями- капитальный ремонт (начало 2010 г. – введен в эксплуатацию в 2011 году).
— мост через реку Березина в г. Березино на а.д. Минск-Могилев длиной 360,8 м с металлическим пролетным строением в 2012 году;
— трехуровневая транспортная развязка по проспекту Жукова в г. Минске, длиной 458,3 м на 375 буронабивных сваях. При устройстве 17 пролетов эстакады использовано 272 железобетонные балки длиной от 18 до 33м., в 2012 году;
— мост через реку Неман на обходе г. Гродно со сталежелезобетонными пролетными строениями длиной 247 м., в июне 2013 года.
— мост через р. Днепр на а.д. М-5 с неразрезным сталежелезобетонными пролетными строениями длиной 448,8 метров, в 2013г;
— моста через р.Березина на обходе г. Бобруйска на а.д. М-5 со сталежелезобетонными пролетными строениями длиной 450 м., в ноябре 2015 года;
— мост через р.Днепр на пересечении ул.Челюскинцев и пр. Пушкинского в г.Могилеве, длиной 290 метров, в октябре 2016 года;
— мост через р. Западная Двина на объекте «Северо-Западный обход г.Витебска. 4 пусковой комплекс», длиной 236 м., в 2017 году;
— мост через р. Припять на км 17,07 автомобильной дороги Р-88 Житковичи-Давыд-Городок-граница Украины, в 2018 году.
— возведение Западного обхода г.Бреста в 2019 году;
— строительство транспортной развязки на км 27 автомагистрали М-1 «Беларусь» от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест)в Московской области Российской Федерации в 2019году;
— строительство объекта «Мостовой переход через р.Сож на км 4,646 автомобильной дороги Р-140 Славгород-Краснополье» длиной около 500 м, начатое в 2016 г. и завершенное в 2020 году.
— «Реконструкция путепровода «Полоцкий» в г.Витебске» протяженностью 372 м завершившаяся в 2020 г.
— объект «Автомобильная дорога М-8/Е95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута) км 402,0 – км 456,3. 2 очередь – мост через р. Сож» введенный в 2020 г. и имеющий в составе мостовыое сооружение длиной 485 м.
— объекты транспортной инфраструктуры в г.Минске: «Реконструкция путепровода через просп. Победителей по ул. Орловской в г. Минске», «Капитальный ремонт с модернизацией путепровода через железнодорожные пути по ул. Железнодорожной», «Капитальный ремонт с модернизацией моста на км 11,335 МКАД (через р.Свислочь) в г.Минске» общей протяженностью около 275 м, введенные в 2020 г.
— объект «Реконструкция железнодорожного моста под автомобильный мост через реку Неман с транспортными подходами (ул. Южная — ул. Карского) в г. Гродно, 2 очередь строительства» введенный в 2021 г. и имеющий в составе мостовое сооружение длиной 240 метров.
— объекты транспортной инфраструктуры в г.Минске: «Реконструкция путепровода через просп. Победителей по ул. Орловской в г. Минске», «Капитальный ремонт с модернизацией путепровода через железнодорожные пути по ул. Железнодорожной», «Капитальный ремонт с модернизацией моста на км 11,335 МКАД (через р.Свислочь) в г.Минске» общей протяженностью около 275 м, введенные в 2020-2021 гг.
— объект «Реконструкция моста через р. Западная Двина на км 0,329 автомобильной дороги Подъезд к г. Новополоцку от автомобильной дороги Р – 20 Витебск – Полоцк – граница Латвийской Республики (Григоровщина)», введенный в 2022 г. и имеющий в составе мостовое сооружение длиной 293,46 метра.
— объект «Капитальный ремонт мостового перехода через р. Мухавец в г.Кобрине» длиной 315,45 метров и введенный в 2022 году.
Впереди у предприятия множество других, не менее важных и значимых проектов, как для приобретения нового опыта и новых оригинальных технологий, так и для развития транспортных артерий страны.
Главными целями и задачами дальнейшего развития ОАО «Мостострой» являются повышение качества работ, и как следствие, повышение конкурентоспособности предприятия, увеличение объема оборотных средств, улучшение условий труда и быта.